МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЖИ

Психолингвистика. Объектом изучения специалиста такого профиля являются индивидуальные речевые особенности. Так как существует прямая связь между состоянием психики человека и стилем передачи им информации, а также формой речевой (вербаль­ной) продукции.

Наиболее известный способ лингвистического маркера лжи — это паузы.

Во время сокрытия информации лжецу необходимо постоянно следить за всеми произносимыми им словами, что создаёт сильней­шую когнитивную нагрузку.

Когнитивность выражает возможность изучения психических процессов личности и особенно отражение этих процессов в пони­мании так называемых «психических состояний», связанных с убе­ждением, желанием и намерением (в терминах обработки информа­ции). Соответственно, латентное (продолжительное) время ответа человека заметно увеличивается. Если же лжец, зная об этом, пыта­ется отвечать быстро, в пылу беседы он подчас не успевает следить за всеми нюансами своей речи и выдаёт случайно информацию, о которой ему, согласно легенде, не должно быть известно.

Исследования показали, что увеличение латентного времени отве­та не является стопроцентным признаком лжи для всех людей [63]. Его можно использовать как признак только по совокупности с дру­гими элементами методики.

Существуют также закономерности между достоверностью со­общаемой информации и содержанием слов, используемых для её сообщения. Другими словами, существуют модели и шаблоны се­мантических рядов для человека правдивого и для лжеца. Специа­лист в состоянии выделить из текста элементы этих шаблонов и идентифицировать информацию как правдивую или смоделирован­ную.

Профайлинг. Межличностное общение включает в себя как вербальную, так и невербальную компоненту. Невербальная компо­нента или язык телодвижений в общении людей передаёт около 70 % информации о каждом них. Язык телодвижений человека на­столько богат, что изучается психологами и учитывается при дело­вых переговорах. Зачастую жесты, позы, телодвижения говорят со­всем о противоположных тенденциях, которые в корне отличаются от того, что человек выражает словами, часто не осознавая этого.

Телодвижения человека, его мимика и жесты являются отраже­нием внутренних психоэмоциональных процессов. Эмоции (радость, гнев, печаль, отвращение и т. д.) можно выявить, наблюдая за произ­водимой человеком невербальной продукцией и по ней идентифи­цировать его состояние и отношение к собеседнику или обсуждае­мому вопросу.

Профайлинг, как технология, может также включать в себя до­полнительный опрос испытуемого, выявляющий те или иные пред­почтения в его поведении.

Ложь тоже можно распознать. Когда человек лжёт, его организм инстинктивно реагирует на лживое высказывание или сокрытие ин­формации. Даже когда обманщик пытается контролировать свои движения, против профессионального профайлера у него практиче­ски нет шансов.

Существует довольно много каналов для регистрации невер­бальной продукции человека и оценки достоверности сообщаемой им информации.

Лжец может контролировать не более двух — трёх информаци­онных каналов. Как правило, это содержание произносимых слов и выражение лица. Все остальные каналы (ноги, руки, голос и т. д.) дают специалисту исчерпывающую информацию о психоэмоцио­нальном состоянии собеседника и достоверности сообщаемой им информации.

«Необычное, на первый взгляд, сочетание терминов психофи­зиология и безопасность своим правом на существование обязано внедрению в практику уголовных расследований и проверки кадро­вого состава спецслужб США специального устройства регистрации психофизиологических показателей, называемого полиграфом или «детектором лжи» (Lie Detector).

Первый вариант такого устройства был создан в 30-е годы поли­цейским офицером из Калифорнии Леонардом Киллером (Leonard Keeler). Прибор позволял одновременно регистрировать функцию дыхания, артериальное давление, деятельность сердца, реакцию по­тоотделения или кожно-гальваническую реакцию (КГР) (GSR —

Galvanic Skin Resistance) [72]. Попытки использования отдельных вегетативных показателей в судебной практике имели место и ранее. В 1890 г. итальянский криминалист Чезаре Ломброзо использовал гидросфигмограф для измерения давления и пульса с целью детек­ции лжи; в 1914 г. — Витторио Бенусси, использовавший пневмо­граф, выполнил исследования и опубликовал результаты изучения дыхания как средства детекции лжи; в 1917 г. — американский пси­холог и судья Вильям Марстон опубликовал результаты своих ис­следований об изменениях давления крови, связанных с «феноменом лжи»; в 1921 г. — Джон Ларсон, бывший офицер полиции, объединил теории Бенусси и Марстона и развил процедуру тестирования, при­менив технику ассоциативных слов. Тем не менее, Киллер считается отцом полиграфа. Заслуга Киллера состояла в том, что он объединил существовавшие до него возможности регистрации физиологиче­ских функций в одном конструктивно законченном варианте уст­ройства. Предельно просто выглядели конструкция и методы уста­новки датчиков. В то же время результаты применения такого устройства в практике оказались весьма эффективными.

Практика чтения жестов. В настоящее время является неоспо­римым тезис о том, что в ходе общения более 80 % информации человек передаёт невербально, т. е. с помощью мимики, жестов и поз. Более того, основная масса жестов и мимических выражений универсальна. Именно это обстоятельство позволяет человеку без­ошибочно определять эмоциональное состояние человека, которого он не знает и языка которого он не понимает. Если бы каждый чело­век обладал навыком расшифровывать эти сигналы и помнил об «утечке» невербальной информации, его было бы очень сложно об­вести. И в то же время привычка доверять словам часто становится причиной того, что человек становится их жертвой.

Подозрительность и скрытность. Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой. Это соответствует отрицатель­ному значению слова «левый» в обыденном языке — типа «левые доходы». Так, у американцев поднятый большой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой — «плохо».

Стремится не смотреть. Если человек стремится не смотреть на другого человека вообще, то, скорее всего, он что-то от него скрывает. Вообще все жесты, передающие подозрительность, неуве­ренность, отрицательное отношение и т. п., имеют общий негатив­ный смысл. Когда человек выражает такое отношение к окружаю­щим, они обычно выдают ему такую же обратную реакцию.

Типичные позы и жесты отрицания — сложенные руки, отклонённый назад корпус, скрещенные ноги, голова наклонена вперёд, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, — поворот корпуса в сторону’, потирание носа, взгляд сбо­ку: «Что вы имеете в виду?»

Ступни и весь корпус повернут по направлению к выходу. Во многих ситуациях можно заметить, как кто-то вдруг поворачивается таким образом. Это ясный знак того, что человек хочет закончить встречу, разговор и т. д. и уйти.

Напряжённость. Короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки — стон, мычание и т. п. — это звуковой фон напряжённости. Ра­зозлённые люди обычно коротко дышат и пропу скают воздух через ноздри с такой силой, что издают звуки, похожие на храп.

Крепко сцепленные руки (рисунок 14.1). Это жест подозрения и недоверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха. Часто можно видеть, что при сцепленных руках большие пальцы начинают дви­гаться — это сигнал о потребности в усилении уверенности, желание перестраховаться.

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЖИ

Плотно сжатые руки. Эта поза наблюдается у человека, попав­шего в переделку, например, когда он должен отвечать на вопрос, содержащий серьёзное обвинение против него. Люди, крепко сце­пившие руки, обычно напряжены и общение с ними затруднено. В общении с такими людьми надо снять напряжённость. В общении лучше склониться к человеку во время разговора. Доктор Луис Лоэб писал, что жестовая коммуникация идёт непосредственно от бессоз­нательного к бессознательному [64].

Защитное поглаживание шеи ладонью. В ситу ациях, когда чело­век занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оття­гиваясь для удара или отдергиваясь, как от ожога. Этот жест маски­руется тем, что рука кладётся на заднюю часть шеи.

Женщины обычно сочетают этот жест с исправлением причёски. Подобный жест могут увидеть даже автомобилисты в зеркале задне­го вида, если слишком быстро «срезали угол» при обгоне, так что водителю станет «жарко под воротничком» (рисунок 14.2). Частое выполнение такого движения приводит к развитию боли в шее.

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЖИ

Рисунок 14.2. Защитное поглаживание шеи

«Горячо под воротничком». Обычное выражение гнева, напря­жения и общего возбуждения — человек начинает «пинать» реальные или воображаемые объекты, например, хлопать дверью, брать и швырять мелкие предметы.

Отворачивание лица в сторону (в просторечии — «нос воротит») — универсальный жест, означающий недовольство и отрицание. Аналогичный жест — взгляд, направленный вниз: «смотреть себе под нос».

Касание носа. Касание носа или лёгкое его потирание, обычно указательным пальцем (рисунок 14.3). У оратора такой жест означа­ет, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предло­жением или контрпредложением.

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЖИ

Рисунок 14.3. Касание носа

Конечно, нос можно трогать и просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариация касания носа — касание мочки уха или чесание глаз.

Нервозность. Жесты, сообщающие нам о тревожности, нервоз­ности их исполнителя должны вызывать в ответ реакцию спокойно­го ожидания, а не навязчивые вопросы «Что с тобой?». Некоторые жесты и позы, свидетельствующие о нервозности или беспокойстве.

Покашливание, прочищение горла — некоторые делают это так часто, что это становится привычкой. Многие из них — нервные лю­ди. Можно обобщить, что те, кто часто прочищает горло, и у кого постоянно меняется тон и течение речи, чувствуют себя неуверенно, обеспокоенно и нервозно.

Курение сигарет. Вопреки распространённому мнению куриль­щики не закуривают в минуту наибольшего напряжения, а гасят си­гареты или оставляют их догорать, не куря. Лишь когда напряжение спадает, они зажигают сигарету.

Рука прикрывает рот. Ещё Дарвин описывал это как жест удив­ления. Но иногда его можно увидеть и когда человек, сказав что-то, сам удивлён или сожалеет об этом, как если бы он хотел перекрыть поток слов. Но они уже слетели с губ. Юристы подтверждают, что этот жест передаёт эмоции, варьирующиеся от сомнения в себе до явной лжи.

Скрывает свои намерения. Другой вариант — когда локти ставят­ся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук — распо­ложены прямо перед ртом (см. рисунок 14.1). Человек сохраняет эту позу не только пока говорит, но и пока слушает. Отмечается, что за очень малым исключением такие люди играют со своими партнёра­ми в «кошки-мышки», пока те не дают им возможность раскрыть карты определенным знаком: убиранием рук обратно на стол ладо­нями вверх или вниз. Динамика межличностных отношений возрас­тает и оппонент либо сдаётся, либо склоняется к соглашению.

Позванивание монетами в кармане. Доктор Сандор Фелдман за­метил, что люди, которые постоянно звенят монетами в кармане, очень озабочены по поводу денег или их нехватки [65].

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возмож­ные угрозы, конфликтные ситуации. Когда собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что делается или говорится в отношении него, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки, также означают защитную реакцию говорящего человека [66, 67, 68].

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасе­ния. Ребёнок в этом случае сосёт палец, подросток грызёт ногти, а взрослый человек часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызёт их. Другие жесты этой группы — переплетённые пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание ко­жи; трогание спинки стула перед тем как сесть в присутствии других людей.

Жесты самоконтроля. Руки заведены за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приёма у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Общие и специфические характеристики осанки и походки чело­века тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринуждённая осанка свидетельствует о высокой вос­приимчивости и открытости, способности к немедленному исполь­зованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения.

Неподвижность или напряжённость тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствитель­ность, а также на неловкое старание быть корректным.

Плохая, вялая осанка, сутулая спина обнаруживают покорность, смирение, угодничество.

Позы конвенциального (общепринятость, официальное призна­ние) рода (одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д.) свидетельствуют о недостатке само­стоятельности и о потребности в незаметном включении себя в об­щий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым под­бородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости такого человека.

Плечи, спадающие вперёд, указывают на чувство слабости и по­давленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чув­стве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией.

Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собствен­ных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в со­циальных контактах.

Впалая грудная клетка часто указывает на известное равноду­шие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетённость.

Положение ног и ступней также может предоставить определён­ную информацию о состоянии и психологических качествах челове­ка. Так, поза уверенно стоящего на ногах человек (ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони), с равномерным распределени­ем веса тела свидетельствует, что это человек сильный, уравнове­шенный, спокойный, твёрдого характера, умеющий приспосабли­ваться к обстоятельствам.

Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указы­вает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоут­верждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, с частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твёрдости и дисциплинированности, ненадёжность и боязливость.

Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости.

Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку и часто — на чувство неполноценности.

Голос. Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке, — его голос. Вот некоторые характе­ристики человеческого голоса:

скорость речи: оживлённая, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверен­ности в себе; спокойная, медленная манера указывает на невозмути­мость, рассудительность, основательность; заметные колебания ско­рости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, лёгкую возбудимость;

громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости; тихий, слабый го­лос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жиз­ненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости сви­детельствуют об эмоциональности и волнении;

артикуляция: ясное и чёткое произношение указывает на внут­реннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчиво­сти, неуверенности, мягкости, вялости воли;

высота: фальцет (дословно — «головной голос») присущ челове­ку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак стра­ха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоин­ство;

режим и течение речи: ритмичное говорение (ровное перетека­ние слов с лёгкими периодическими колебаниями) говорит о богат­стве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настрое­нии; строго циклична, правильная речь означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, хо­лодность чувств; округло — текучая манера говорить (типична для общения на пикниках) свойственна людям, живущим глубоко, пол­но, эмоционально, угловато — отрывистая манера (типичная для ши­зофреников) характеризует трезвое, целесообразное мышление.

Смех

Смех на — а (ха-ха) — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на — е (хе-хе) — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на — и (хи-хи) — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на — о (хо-хо) звучит хвастливо — угождающе и в основе сво­ей издевательский и протестующий.

Смех на — у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.

Вопросы для закрепления материала

1. Расскажите о когнитивности.

2. Как Вы себе представляете профайлинг?

3. Кто такое профайлер и чем он занимается?

4. Расскажите о психолингвистике.

5. Что выдаёт жест человека?

6. Какие жесты человека выдают его подозрительность и скры — тость?

7. Какие действия человека характеризуют его напряжённость?

8. Расскажите, как можно определить состояние нервозности у человека?

9. Можно ли по характеристикам голоса человека составить более полное впечатление о нём?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Энциклопедический словарь [Текст]. В 3 т. / Главный редактор В. А.

[1] *** Место дія указания подкласса — оставить незаполненным в случае дополнительной опасности «взрывается».